Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Условия самореализации личности школьника на уроках русского языка
[ Скачать с сервера (47.5 Kb) · Скачать удаленно () ] 01.06.2011, 21:23

Условия самореализации личности школьника на уроках русского языка.

                                                                                                      Ключкова  Т. В.,

                                                                    учитель русского языка и литературы

                                                    МОУ Бутылицкая СОШ Меленковского района

Самореализация личности школьника - одна из целей педагогического процесса. Актуальность проблемы иллюстрируется положением в Законе Российской Федерации «Об образовании», подчеркивающим «необходимость обеспечения самоопределения личности, создание условий для самореализации» [Раздел II, статья 14].

Самореализация является результатом воспитания личности на протяжении всей её жизни. Но пока ребёнок находится в школе, процесс самореализации для него особенно актуален, так как учебная деятельность -  важнейшая сфера самовыражения школьника. Можно считать, что неудачи в учебе, разочарования содержат в себе внутреннюю причину - нереализованность учеником себя, собственной индивидуальности, неповторимости, уникальности. Это нередко является основой комплекса «школьника - неудачника», сопровождающего его на всех ступенях школьного образования и замедляющего движение по пути саморазвития в дальнейшем.

Термин «самореализация» рассматривается в работах многих учёных.  Так Г.К.Селевко называет самореализацией «процесс и одновременно результат осуществления, использования человеком своих способностей и возможностей, достижение личностных смыслов, своего предназначения в жизни»[1]. С точки зрения социально-философского содержания понятие самореализации получило рассмотрение в работах Л.Г. Брылева, И.Ф. Ведина, Т.А. Ветошкина, A.A. Идинова, и др. Психологические аспекты проблемы обозначены в исследованиях Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, М.П. Гинзбурга, О.А. Конопкина, Л.А. Коростылевой, Л.Н. Леонтьева, Л.С. Рубинштейна и др.

В литературе также описывается понятие «самореализация школьника в учении». Оно рассматривается как «динамическое саморазвертывающееся взаимодействие школьника со своим внутренним миром и внешним образовательным пространством в деятельностной форме активности, при котором происходит переход его потенциальных возможностей в актуальные, а результативность характеризуется достижением учеником совокупного образовательного продукта, сопровождаемого востребованностью внутреннего потенциала и ощущением успеха».[2]

Как же организовать учебный процесс, чтобы понятия «самореализация личности», «готовность к саморазвитию», «умение учиться»  не остались просто высокими словами? Как организовать учебную деятельность учащихся, чтобы дети на уроке имели широкие возможности  выражать, проявлять себя в значимом для себя деле, самоутверждаться и самосовершенствоваться?

Современная школа имеет в своём распоряжении широчайший диапазон  как урочных, так и внеурочных форм и методов работы, способствующих созданию  условий, в которых ученик мог бы себя реализовать. Мне бы хотелось остановиться на образовательной технологии, получившей название технологии деятельностного метода, автором и разработчиком которой явилась д.п.н. Л.Г.Петерсон.

«Прежде чем вы приметесь за какое-нибудь ремесло, вам нужны инструменты», - писал Ж.-Ж. Руссо. Одним из таких инструментов для педагога и является технология деятельностного метода, разработанная  Л.Г.Петерсон  в рамках методической системы формирования у учащихся начальной школы понимания того, что значит «уметь учиться» и ставшая одной из базовых технологий, предлагаемых для реализации новых стандартов образования.

Несмотря на то, что технология деятельностного метода была разработана для учащихся начальных классов и экспериментально апробирована в  системе  математического образования, я решила использовать эту технологию в практике преподавания  русского языка, так как  она является общепредметной.

Чем данная технология привлекает внимание,  и какие из её особенностей способствуют самореализации личности ребёнка в учении?

Когда мы анализируем учебную деятельность современного школьника, то  наиболее приемлемыми становятся понятия «востребованность», «актуализация субъектных функций», «успешность» и так далее. Вооружить ученика такими приёмами учебной работы, чтобы он смог реализовать свои возможности в учении – вот одна из основных целей технологии деятельностного метода (ТДМ). Кроме того, в основу ТДМ заложена «структура учебной деятельности, адекватная всеобщим культурным средствам и способам, механизмам  самоизменения и саморазвития», то есть это та дорога, «по которой должен систематически «ходить» учащийся  в процессе обучения для того, чтобы приобрести необходимый опыт, и этим создать условия для его рефлектирования, а затем и дальнейшего практического использования в жизни и профессиональной деятельности». [3]

Всё это и определило выбор  темы исследования: «Условия самореализации школьника на уроках русского языка».

Объект исследования - условия самореализации школьника в учебном процессе.

Предмет исследования - процесс самореализации школьника на уроках русского языка (уроки изучения нового материала) в рамках технологии деятельностного метода.

Цель исследования – выявить положительное влияние использования технологии деятельностного метода на уроках русского языка (уроки изучения нового материала)  на процесс самореализации школьников среднего звена в учении.

Гипотеза исследования состоит в том, что процесс самореализации школьника на уроках изучения нового материала будет эффективным, если

- учитель конструирует уроки изучения нового материала на основе технологии деятельностного метода;

- результативность самореализации рассматривается как обобщенный показатель положительной динамики в области проявления субъектности школьника в обучении,  самостоятельности в выполнении учебных действий и возросшем учебно-познавательном интересе;

- выделены и систематически отслежены показатели самореализации школьника в учении.

Для достижения цели исследования были определены следующие задачи исследования:

- изучить литературу по проблеме самореализации школьника в учении;

- использовать в педагогической практике технологию деятельностного метода (уроки изучения нового материала, «уроки познания», «уроки открытия нового знания»);

- спроектировать критериальные показатели самореализации школьника, основанные на продуктивности, востребованности и успешности в учебной деятельности.

Методологической основой исследования являются:

- теория учебной деятельности В.В.Давыдова, Г.П.Щедровицкого;

- теория личностного развития Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, К. Левина, А. Маслоу, Л.М. Митина, Г. Олпорт, Е.Л. Яковлева.

Итак, начиная три года назад работать в 5 классе, я решила все уроки изучения нового материала  строить на базе технологии деятельностного метода. Первым я провела урок так называемой  общеметодической направленности, целью которого было формирование у учащихся представления об учебной деятельности и функциях учебной деятельности.  Мной были подготовлены презентации, которые в лёгкой и доступной форме способствовали пониманию учащимися мысли, что учение – это специальная, особая работа, а чтобы выполнять любую работу, надо уметь это делать. В процессе совместной беседы мы  с ребятами выводили основные правила учебной деятельности:

-сначала надо понять – чего я не знаю;

-надо самому найти способ, чтобы сделать то, что раньше не получалось.

В итоге приходим к выводу: уметь учиться – это значит, во-первых, когда сам что-то делаешь  и не получается, уметь понять, «чего я не знаю?», а во-вторых, самому добыть нужные знания и сделать то, что раньше не получалось.

Это правило стало в нашем классе девизом на все последующие уроки.

Уроки изучения нового материала  начинаются с этапа актуализации изученных способов действий и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. Для этого этапа я подбираю материал на повторение изученного материала, включая в него элементы нового. Например, начиная изучение правила «Корни с чередующимися гласными», мы сначала  повторяем правописание безударных гласных. Но в упражнение на повторение  я включаю примеры слов, содержащих корни с чередованием гласных букв.  При проверке упражнения на повторение, выясняется, что многие ученики допустили в правописании данных слов орфографические ошибки, или испытали затруднение в подборе проверочных слов, или сочли гласные в словах с чередующимися гласными буквами непроверяемыми.  Таким образом, мы выявляем место и причину затруднения и начинаем вновь в процессе совместной беседы строить проект выхода из затруднения, включающий в себя цель, способ, план, средство для достижения учебной цели. Моя задача на этом этапе - максимально доброжелательно и демократично вести с детьми обсуждение таких достаточно сложных вещей для учащихся 5го класса, как формулировка темы и цели урока, построение плана действий для выхода из затруднения, тем более, если дети в начальной школе с такими учебными действиями не встречались. Но максимум терпения со стороны учителя и атмосфера всеобщей заинтересованности помогают справиться со сложной задачей, так как именно этот момент можно назвать своеобразным контрапунктом урока.  Ученики самостоятельно читают новый материал, анализируя его на предмет предложенных предположений: от чего же зависит написание «меняющихся» букв в корнях? Есть ли такие корни с «меняющимися» буквами, которые зависят от ударения? Может быть,  слова с этими буквами, как и слова с непроверяемыми безударными гласными, надо просто запоминать? Как правильно называть это орфографическое правило? Ответы на все эти вопросы находятся быстро, так как ход поисковой работы учащихся прокомментирован, и каждый ребёнок знает, что ему нужно сделать, чтобы найти необходимую информацию для преодоления затруднения. Сначала новая информация первично закрепляется с проговариванием во внешней речи, а затем начинается самостоятельная работа с самопроверкой по эталону и другие этапы урока согласно технологической цепочке деятельностного метода.

Конечно, первый год работы по подобному сценарию был достаточно сложным. Но когда принцип работы учащимися усваивается (а при систематическом использовании данной технологической цепочки это происходит буквально в течение учебной четверти), коэффициент результативности учебной работы  повышается на глазах. 

Какие же положительные моменты я смогла наблюдать у своих учащихся за три года эксперимента? Во-первых, в два раза выросло количество детей в преимущественно субъектной позиции в обучении. Дети приобретают навыки самостоятельной работы не только на частично-конструктивном, но и на творческом уровне. Качественная обученность учащихся по русскому языку выросла с 30 до 45 %. Но самый главный результат – возросшая мотивация учащихся к изучению русского языка.  Главная причина  этого, на мой взгляд, заключается в том, что процесс обучения, смоделированный на основе технологии деятельностного метода, максимально эффективно снимает затруднения  учеников в их учебной деятельности, обеспечивая тем самым успешную самореализацию ученика в учебном процессе.



[1] Г.К.Селевко «Реализуй себя» Москва 2006 Народное образование

[2] http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/113314.html

 

[3] Л.Г.Петерсон, М.А.Кубышева, С.Е.Мазурина, И.В. Зайцева. Что значит  «уметь учиться». АСАDЕМIА АПК и ППРО Москва 2006





Категория: Мои файлы | Добавил: Tanjusha | Теги: методика, самореализация личности, Русский язык, статья, Образовательные технологии
Просмотров: 2714 | Загрузок: 304 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: