Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Система работы с текстом при подготовке к написанию части С ЕГЭ по русскому языку.
[ Скачать с сервера (51.5 Kb) · Скачать удаленно () ] 01.06.2011, 21:40

Система работы с текстом при подготовке к написанию части С  ЕГЭ по русскому языку.

                                                               Ключкова Т.В. учитель русского языка и литературы           МОУ Бутылицкая СОШ Меленковского района 

                                                                                Владимирской области.

Работа с текстом – неотъемлемая часть работы учителя-словесника на любом уроке. Коммуникативная и языковая компетенции, которые он должен  формировать у учащихся на своих уроках, предусматривают не только умение ученика понимать замысел автора текста, но и самому выступать в роли автора собственных текстов. Кроме того, в последнее время в разряд базовых или ключевых компетенций, которыми должен владеть выпускник средней школы, вошла новая «проблемная компетенция», предполагающая умение школьника видеть в окружающем мире разного рода проблемы и умение их решать. Понятие «проблема» для учителя-филолога не является новым. Умение определять проблематику художественного произведения является одной из составляющих литературоведческой и читательской компетенций, формируемых у учащихся на уроках литературы. Важность этого умения на данный момент подчёркнута не только тем, что умение трансформировалось в одну из ключевых компетенций, но и тем, что оно диагностируется  в рамках ЕГЭ по русскому языку. Поэтому часть С ЕГЭ по русскому языку направлена не только на проверку уровня сформированности у учащихся умения понимать авторскую идею в предложенном для анализа тексте, но и видеть проблемы, которые поднимают учёные, журналисты или писатели-публицисты. Кроме всего вышеизложенного учащиеся должны уметь высказать свои мысли в форме сочинения-рассуждения.

Конечно, необходимые умения приобретаются учащимися в ходе всего периода их обучения родному языку с 5 по 11 класс. И всё же актуальным остаётся вопрос о системе работы над последовательным формированием умений учащихся, которые позволят им в дальнейшем успешно справиться с предложенными заданиями части С ЕГЭ по русскому языку.

Мне хотелось бы отметить главенствующую роль в формировании вышеуказанных умений уроков литературы и уроков развития речи или, как теперь принято говорить (УМК под ред. С.И.Львовой), текстоведения. Именно на уроках литературы учащиеся получают представление о филологическом  и литературоведческом видах анализа текста, одной из целей  которых является  понимание  учащимися авторского замысла (или идеи автора), а также проблематики произведения.

Уроки развития речи, в свою очередь, способствуют формированию у учащихся умения композиционно правильно выстраивать высказывание в виде аргументированного рассуждения.

Уже в 5 классе я постепенно, в течение года, ввожу понятие «анализ» или «интерпретация» произведения и внушаю учащимся, что этот вид работы должен помочь нам понять, что хотел сказать писатель, создавая рассказ, повесть или стихотворение. Стараюсь объяснить детям, что для понимания авторского замысла в произведении важно всё:  выбор автором жанра, сюжета, композиционное построение произведения и даже то, кем являются герои произведения и почему автор изобразил их именно такими. Поэтому всё то, что мы видим в произведении, «работает» на главную мысль автора или «идею» произведения. И теперь, когда задан вектор работы, мы с учащимися на каждом уроке будем совершенствовать наше умение соотносить художественные особенности произведения и авторскую идею. Особенно сложной является работа над выяснением проблем, отражённых автором произведения. Эта работа практически всегда вызывает у учащихся затруднение, чаще всего, по причине недостаточного жизненного опыта или отсутствия внимания к тому, что выходит за рамки интересов, связанных с возрастными особенностями. Один из способов, который может помочь ученику разобраться в  сложном для него вопросе, - «объединение большого количества вариантов в меньшее». Ведь все проблемы, которые нас окружают в жизни – суть противоречия между человеком и человеком, природой или историей, между личностью и обществом, между творцом и искусством. Когда же ребёнок имеет дело уже с ограниченным кругом понятий, ему становится легче в нём ориентироваться.

Особенностью текста, который предлагается выпускникам для анализа на экзамене,  является то, что он, чаще всего, является статьёй, написанной либо в публицистическом, либо в научно-популярном стиле. Поэтому особую важность приобретает работа над формированием у учащихся представления о типах  и  функциональных стилях речи и особенностях их использования. Понятие «тип речи» вводится уже в 5 классе (УМК под ред. С.И.Львовой). Здесь же приводятся и основные нормы построения текста, такие, как

- соответствие текста теме и основной мысли;

-полнота раскрытия темы;

-достоверность фактического материала;

-последовательность изложения (развёртывание содержания по плану);

-правильность выделения абзацев.

Поэтому у учителя есть возможность формировать у учащихся умение правильно строить развёрнутое высказывание или текст, начиная эту работу уже с 5 класса. Необходимо, чтобы нормы построения текста всегда находились у учащихся «под рукой» в виде памятки,  которой они могут пользоваться каждый раз, когда будут создавать свой текст, контролируя себя на соответствие созданного ими текста требуемым нормам, две из которых (последовательность изложения ( развёртывание содержания по плану) и  правильность выделения абзацев) входят в критерии проверки части А и С ГИА (критерий 3), части С ЕГЭ(критерий 5).

В 6 классе дополняются знания учащихся о повествовании и описании как типах речи, а также даётся представление о видах связи предложений в тексте и лексическом повторе как средстве связи предложений в тексте.

Понятие «функциональные стили речи» вводится в 8 классе (УМК под ред. С.И.Львовой). Поэтому у учителя есть достаточный резерв времени, чтобы сформировать у учащихся представление о взаимосвязи языковых особенностей функциональных стилей и тем, что хотел сказать автор, выбирая тот или иной стиль для своей статьи.

Наконец, в 9 классе приводятся особенности рассуждения как типа речи, а именно: коммуникативная характеристика рассуждения как типа речи, структура рассуждения и виды рассуждения, что особенно важно, так как часть С ГИА представляет собой именно сочинение-рассуждение, и часть С ЕГЭ также включает в себя элементы рассуждения.

Хотелось бы отметить большую роль в формировании предметных компетенций у учащихся разного вида схем, опор, алгоритмов и моделей, в том числе, речевых моделей,  Каждый учитель знает, как нелегко научить ребёнка грамотно и образно выражать свои мысли устно и письменно. Поэтому детям надо «дать в руки» технологию, несколько речевых моделей, которые уместно употреблять в определённой речевой ситуации. Таковой ситуацией для нас является, например, написание сочинения части С ЕГЭ по русскому языку. Вышеуказанными речевыми моделями могут быть следующие модели:

1.Данный текст посвящён проблеме…

 2.Одной из проблем, затронутых в данном тексте, является…

3.Автор данного текста приглашает нас к размышлению о…

4. «…?» - над этим вопросом задумываешься, читая…

5. «…?» - ответ на этот вопрос можно найти в тексте…

6. «…?» - этим вопросом задаётся автор…

7.Действительно ли…? Давайте посмотрим, как эту проблему решает автор текста…

Приведённые модели помогут учащимся избежать грамматических и речевых ошибок при формулировании проблемы, поднимаемой автором предложенного для анализа текста.

Чтобы сформулировать авторскую позицию, учащиеся могут использовать такие  стандартные модели:

1.Автор подводит нас к мысли: «…»/ о…

2.Автор приходит к выводу: «…»/ что…

3.По мнению автора,…

4.Автор убеждён: «…»/ что…

5.Автор не испытывает сомнений в том, что…

6. «…», - признаётся автор.

7. «…», - такого мнения придерживается/такую мысль высказывает/ к такому выводу приходит автор.

Комментарий целесообразно начинать с таких выражений:

1.В этом тексте говорится о…

2.Автор текста сообщает/рассказывает/повествует о…

3.Рассказчик (автор) рассуждает о…

4.Автор знакомит нас (читателя) с…

5.Читая данный текст, мы знакомимся с…/узнаём о…

Для выражения собственной позиции можно использовать следующие словесные формулы:

1.Нельзя не согласиться с автором в той части, где он заявляет( говорит, утверждает, высказывает мысль) о том, что…

2.На мой взгляд, мнение автора о… отнюдь не бесспорно, так как…

3.Трудно предположить, что возможно иное (отличное от авторского) понимание данной ситуации, и всё же хочется внести некоторые уточнения( высказать  некоторые замечания), не совпадающие (идущие вразрез) с авторскими…

4.По-моему, следовало бы учесть и то (тот факт, ту особенность), что…

5.Присоединяясь к мнению автора, я хотел(а) бы добавить следующее:…

6.Чтобы не быть голословным(ой), я хочу (считаю необходимым) привести такой пример:…

7.В подтверждение авторской мысли я сошлюсь на пример из (жизни, книги и т. п.); (случай, произошедший с…(описанный в…)

Таким образом, к каждой части сочинения у школьника будет заготовлено  несколько речевых моделей, которые помогут ему формулировать свои мысли более правильно с точки зрения грамматических и речевых норм языка.

Конечно, каждый учитель должен иметь набор текстов, небольших по объёму и  соответствующих стилистике и проблематике  текстов, которые предлагаются для анализа на экзамене. Примером подобного текста может служить следующий текст по Ю. Бондареву:

       Я видел это на пригородной площадке. Весёлый, горбоносый, гибкий, с фиолетовым отливом чёрных глаз, он пригласил её танцевать с таким зверским жадным видом, что она испугалась даже, глянув на него жалким, растерянным  взглядом некрасивой девушки, которая не ожидала к себе внимания.

-Что вы, что вы!

-Раз-решите? – повторил он настойчиво и показал крупные белые зубы деланной улыбкой. – Мне будет оч-чень приятно.

      Она оглянулась по сторонам, будто в поиске помощи, быстро вытерла платочком пальцы, сказала с запинкой:

-Наверно, у нас ничего не получится. Я плохо…

-Ничего. Прошу. Как-нибудь.

      Он танцевал бесстрастно, щегольски и, полный холодного высокомерия, не глядел на неё, она же топталась неумело, мотая юбкой, нацелив напряжённые глаза ему в галстук, и вдруг толчком вскинула голову – вокруг все перестали танцевать, выходили из круга, послышался свист, за ними наблюдали, видимо, его приятели и делали замечания с едкой насмешливостью, передразнивали её движения, трясясь и корчась от смеха.

     Её партнёр каменно изображал городского кавалера, а она всё поняла, всю непростительную низость красавца партнёра, но не оттолкнула его, не выбежала из круга, только сняла руку с его плеча и, ало краснея, постучала пальцем  ему в грудь, как обычно стучат в дверь. Он, удивлённый, склонился над ней, поднял брови, она снизу вверх медленно посмотрела ему в зрачки с непроницаемо-презрительным выражением опытной красивой женщины, уверенной в своей неотразимости, и ничего не сказала. Нельзя позабыть, как он переменился в лице, потом он отпустил её и в замешательстве как-то чересчур вызывающе повёл к колонне, где стояли её подруги.

    У неё  были толстые губы, серые и очень большие, словно погружённые в тень, диковатые глаза. Она была бы некрасивой, если бы не тёмные длинные ресницы, почти жёлтые ржаные  волосы и тот взгляд снизу вверх, преобразивший её в красавицу и навсегда оставшийся в моей памяти.

Наличие достаточного количества подобных текстов позволит учителю оперировать ими на большем количестве уроков с целью тренировочного анализа, делая упор на критериях оценивания работы учащихся.

При обучении детей написанию части  С  ГИА и ЕГЭ я обязательно начинаю со знакомства  ребят с критериями оценки их  письменных работ. Учащиеся должны научиться контролировать выполнение своей  работы по данным критериям. С этой целью  мы  вводим различные символы и условные обозначения, с помощью которых ученик может указать в своей работе выполнение того или иного критерия оценки. Эти символы помогут ему самостоятельно оценить в том числе и качество выполненной работы.  При таком подходе быстро обозначаются проблемные места в освоении учеником нужных умений при написании экзаменационного сочинения и он осознаёт необходимость в их совершенствовании с целью более качественного выполнения задания, в чём он и должен быть заинтересован.

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Tanjusha | Теги: подготовка к ЕГЭ, ЕГЭ по русскому языку
Просмотров: 1546 | Загрузок: 173 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: